Добавить объявление

Как российские курорты и города станут «умными» (часть 1)

Сергей Белов 21 января 2019 1057

Над стратегией градостроительства и пространственном развитием городов сегодня работают на площадке Центра стратегических разработок. Они ищут новые подходы к развитию городов, рассматривая территориальные, социально-экономические и пространственные аспекты.

© yandex.ru

О своих наработках специалисты Центра рассказали в конце прошлого года на Всероссийском муниципальном форуме в Москве «Местное самоуправление: современные вызовы».

Мешает несовершенство законодательства

При разработке генерального плана городов специалисты часто сталкиваются с проблемами, которые вытекают из несовершенного законодательства в этой области. Так было, например, на последнем этапе проработки генерального плана города Тольятти. Это единственный город Российской Федерации с населением 700 тысяч человек, который не является региональным центром. К тому же Тольятти – это промышленный моногород.  Рассматривая генплан, специалисты столкнулись с отсутствием актуализированной стратегии социально-экономического развития и предпосылок к тому, чтобы рассматривать пространственное развитие города.

Сложность в том, что генеральный план по действующим законам не предусматривает систему целеполагания и постановки задач, сразу начинается работа над территорией  кадастровых участков, интересов девелоперов в то время, когда город еще не выстроил цель, непонятно, куда ему двигаться, как развиваться в те 20 лет, которые определены генеральным планом.

Тольятти находится в середине муниципального района Ставропольский. В теле города очень много анклавов, которые юридически принадлежат Ставропольскому муниципальному району. Из-за этих объектов возникли проблемы. Нужно было понять, кто и как использует эти объекты социального обслуживания, как проходят транспортные и улично-дорожные сети, кто и за что отвечает. В результате получилась сложная ситуация, для решения которой понадобилось дополнительное время и финансы.

Также при разработке генплана Тольятти специалисты столкнулись с вопросом о масштабировании. В Самарской области была разработана хорошая стратегия Самарско-тольяттинской агломерации. На сегодняшний день - это одна из крупнейших агломераций, которая имеет три локальных узла: самарский, тольяттинский и сызранский узлы. Каждый из этих узлов должен иметь свою стратегию социально-экономического развития, где должны быть выстроены цели и задачи, объединяющие соседние муниципалитеты. Однако, этого не было выполнено. Сегодня Тольятти заказал Стратегию социально-экономического развития, а генеральный план просто подвергся очередной корректировке.

Законодательно закрепленная система подготовки документов сегодня выглядит как обобщенная схема, в которой отдельно стоят статьи для социально-экономического развития. Муниципальные программы, генеральный план, правила землепользования и застройки, комплексные и транспортные схемы, зона охраны объектов памятников культурного наследия, границы исторических поселений, нормативы градостроительного проектирования разрабатываются отдельно, в разное время для разных заказчиков.

В итоге тратится много времени и финансов на разработку отдельно взятого документа, дублирование исследований. Минусом является отсутствие единого заказчика, разработчика, исполнителя. Существует риск несоблюдения преемственности, несогласованности, нет диалога разработчиков на всех этапах. В основе всех проблем лежат земельно-имущественные вопросы, которые не позволяют реализовать ни один из вышеперечисленных документов.

Пути решения: стратегия и планирование пространства

Сегодня требуется работа над законодательством, касающегося всех сфер территориального планирования муниципальных образований и регионов.

ФЗ-172 «О стратегическом планировании Российской Федерации» упускает пространственное развитие на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и частей территорий, имеющих общие цели и задачи, то есть тех самых агломераций.

Проблематика развития территорий должна предусматривать пространственное планирование. Сегодня на территориальном уровне нет дифференциации нормативов градостроительного проектирования, а российские города очень контрастны и имеют свою специфику.

Сегодня специалисты работают на уровне техпланирования, разрабатывая стратегический уровень. Учитываются экономические обоснования и выбирается тот сценарий, который окажет наибольший социально-экономический эффект на развитие территорий. Это регулирование, трансформация законодательства, зонирование, гибкость расширения объектного  поля, система управления, работа в реальном времени.

Для развития муниципального образования необходимо в генплане создать раздел «Пространственное развитие» или «Стратегию социально-экономического развития». Также это может быть специальный мастер-план, где должны содержаться нормативы градостроительного проектирования. То, что мы сегодня называем Генеральным планом, можно просто назвать Инфраструктурным планом города, где уже можно работать с комплексными программами: коммунальными, транспортными, социальными, с планировочными модулями, красными линиями и т.д. Пространственное планирование должно на стратегическом уровне быть разработано для каждого вида муниципальных образований, которых в соответствии с ФЗ-31, семь. Для малых городов и сельских поселений стратегии не нужно, достаточно иметь генеральный план с целями и задачами.

Стратегии, будь то социально-экономическое или пространственное развитие, непременно должны разрабатывать сами муниципалитеты с участием внешних экспертов. 

Комментарии

Поле не может быть пустым